Перейти к основному содержанию

02.04.2023 г.

Симфонический оркестр Липецкой филармонии под управлением дирижёра Большого театра России Айрата Кашаева познакомил липецких слушателей с великой музыкой. Первое исполнение в Липецке симфонической поэмы для смешанного хора, трёх солистов и оркестра «Колокола» Сергея Рахманинова состоялось 1 апреля, в день рождения композитора. Так Липецкая государственная филармония присоединилась к Единому дню Рахманинова,  который отмечали по всей России.

Концерт «Русский гений» стал самым масштабным событием из всех мероприятий, посвящённых празднованию 150-летия Рахманинова в Липецке. Поэма «Колокола» прозвучала в исполнении солистов Большого театра России Ильи Селиванова и Дзамболата Дулаева, оперной певицы из Казани, заслуженной артистки Республики Татарстан Эльзы Исламовой, хора «Академия» Воронежского института искусств под руководством заслуженной артистки РФ, профессора Ольги Николаенко, Орловского губернаторского хора «ЛИК» под руководством заслуженного работника культуры РФ Дмитрия Коваленко, Симфонического оркестра Липецкой филармонии, художественный руководитель заслуженный работник культуры Липецкой области Татьяна Левитина — всего на сцене в этот вечер одновременно находилось более 150 музыкантов. За пультом был уже хорошо знакомый липецким слушателям дирижер Большого театра России Айрат Кашаев.

В первом отделении концерта заслуженный артист России Александр Гиндин и Симфонический оркестр филармонии исполнили Концерт №3 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. И это был один из тех удивительных и редких моментов, когда солист, оркестр и зал слились в единое целое, казалось, что они даже дышали в унисон.

— В тот вечер на концерте случилось, на мой взгляд, главное, что может произойти — доверие, — рассказал Александр Гиндин. — Я чувствовал, что этот молодой и по-молодому темпераментный, очень живой оркестр безусловно доверяет дирижеру, его рукам, знал, что дирижер доверяет мне, а я ему. А зал доверяет нам всем. Прекрасная работа звукорежиссера тоже внесла свою лепту в установление этого доверия. А когда оно есть — грудная клетка раскрывается, ты дышишь и играешь свободно. Так, как только и возможно играть эту гениальную музыку!

Зрители долго не отпускали пианиста, Александр Гиндин на бис сыграл ещё три произведения Сергея Рахманинова, включая известную, пожалуй, каждому Итальянскую польку.

Второе отделение концерта было отдано «Колоколам». Настроить зал, который в этот вечер был полноправным соучастником рождения великого произведения, помогло вступительное слово заслуженного работника культуры Республики Татарстан, музыковеда Эльвиры Камаловой. Музыканты вместе с дирижером провели слушателей через все этапы человеческой жизни. И если после первой и второй частей поэмы зал взрывался аплодисментами — в знак восхищения солистам, то третья часть, исполняемая оркестром и хором, посвященная самому сложному, бурному и в чем-то пугающему этапу, просто накрыла слушателей, буквально вдавив их в кресла. Это была мощная, сокрушительная волна звуков, ставящая человека, может быть, впервые в жизни, лицом к лицу с самыми сложными вопросами и с самим собой. Это были настоящие пожар и набат, после которых погребальный колокол воспринимался как успокоение, а финальное соло флейты — с благоговением, как надежда на бессмертие души.

— Я очень благодарна маэстро Айрату Кашаеву и за титаническую работу с оркестром, и за приглашение великолепных солистов, — призналась директор филармонии Любовь Пличко. — Попадание вокальное и психологическое было стопроцентным, мне кажется, я уже не представляю «Колокола» в другом исполнении. Прекрасно понимая, насколько это высокая планка для оркестра, созданного только в этом сезоне, мы счастливы, что рискнули и что всё получилось. Разумеется, на этом год Рахманинова не заканчивается, у нас с маэстро не менее смелые планы, включающие постановку оперы «Алеко» в естественных декорациях в усадьбе Скорняково-Архангельское.

Фото Андрея Дитятева